Аналитика и новости:
16.05.2017

Новый ТК ЕАЭС вступит в действие 1 января 2018 г

26.04.2017

Скидка 50% для штрафов за таможенные правонарушения

10.02.2017

Принято решение о сотрудничестве Таможни Приднестровья и России 

01.02.2017

Рубрика "Аналитика" - путеводитель по таможенному законодательcтву, февраль

26.12.2016

Предполагается, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 июля 2017 года.

смотреть все новости и аналитику
 
 
 
 
О нас Услуги Обучение Отзывы Контакты
Online Заявка

18.09.2013

Специалистами Евразийской экономической комиссии разработан проект Основных направлений развития "Единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств - участников Таможенного союза и Единого экономического пространства

Систему "Единого окна" уже давно внедрили администрации всех передовых стран - Сингапура, Швеции и др. Суть этого принципа в том, что при совершении экспортно-импортных операций данные участником ВЭД предоставляются единожды и становятся доступны для всех госорганов. А сам участник ВЭД получает единый ответ в электронном виде на все свои вопросы - можно ли ввезти товары, нужна ли лицензия или специальное разрешение, какие претензии у таможни и т.д. Сейчас национальные "Единые окна" готовятся создать и страны - члены ТС с учетом опыта Всемирной таможенной организации и рекомендаций ЕЭК ООН.

По нашему мнению, реализация "Основных направлений" будет способствовать установлению баланса между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мера содействия внешнеторговой деятельности и обеспечение надежности таможенного контроля, то есть достижению компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

ЕЭК планирует на встрече глав государств ТС, которая намечена на конец декабря, предложить проект "Основных направлений" для того, чтобы президенты дали поручения национальным правительствам разработать на их основе свои системы, поскольку три страны ТС находятся на разных уровнях готовности к введению принципа "Единого окна". Для этого нужны единые основополагающие принципы, подготовлена законодательная основа для обмена электронными разрешительными документами, унифицированы форматы входной и выходной информации, в каждой стране должен быть определен национальный координатор.

Предстоит и большая работа по совершенствованию таможенного законодательства ТС, в первую очередь Таможенного кодекса ТС. В действующем кодексе 339 бланкетных норм, причем 128 относятся к иным отраслям права. Так, 8 норм содержат отсылки к налоговому законодательству, 23 - к валютному, 26 - к административному, 71 - к гражданскому и иному законодательству. Надо быть реалистами: там, где таможня вынуждена применять или учитывать иные виды законодательства, отсылочные нормы в той или иной форме останутся. Конечно, мы будем стремиться к максимальной централизации, то есть переводу таможенного законодательства с национального уровня на наднациональный.

211 бланкетных норм относятся к таможенным правоотношениям, но и здесь некоторые вопросы мы не сможем урегулировать в рамках Кодекса, например, нормы, затрагивающие права и обязанности таможенных органов, поскольку таможенные службы подчиняются своим правительствам. С другой стороны, можно было бы включить в ТК ТС, например, порядок обжалования действия или бездействия должностных лиц, однако многое упирается в национальное законодательство. В настоящее время мы также проводим кодификацию международных соглашений по таможенным вопросам. Из существующих 33 соглашений 7 де-факто не применяются и будут признаны утратившими силу. Одно соглашение (Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС) себя исчерпало, поскольку в нем каждая статья имела ограниченный срок действия. Оставшиеся 25 соглашений, одним из которых является ТК ТС, мы сейчас пытаемся свести в единый документ и параллельно думаем над тем, каким образом заложить в этот единый кодифицированный акт все те прогрессивные наработки, востребованные обществом, бизнесом и руководством государств.

Сегодня много говорится об отмене принципа резидентства, но надо понимать, что это не значит просто отменить статью 368 ТК ТС. Для этого необходимо решить целый комплекс проблем, связанных с валютным, налоговым, банковским, финансовым и другими законодательствами. Мы насчитали как минимум 12 проблемных вопросов, которые подлежат решению. В конце прошлого года ЕЭК подготовила аналитический документ по этому поводу, который был направлен в национальные правительства. Конечно, если главы государств ТС примут такое решение, принцип резидентства будет отменен. Вопрос в сроках и в готовности госорганов подготовить и принять необходимые изменения в иные виды законодательства, без чего отмена принципа резидентства, из каких бы благих намерений мы ни исходили, может привести к образованию очень больших пробелов в правовом поле.

 Российская газета

 
         
 
Яндекс.Метрика