Аналитика и новости:
16.05.2017

Новый ТК ЕАЭС вступит в действие 1 января 2018 г

26.04.2017

Скидка 50% для штрафов за таможенные правонарушения

10.02.2017

Принято решение о сотрудничестве Таможни Приднестровья и России 

01.02.2017

Рубрика "Аналитика" - путеводитель по таможенному законодательcтву, февраль

26.12.2016

Предполагается, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 июля 2017 года.

смотреть все новости и аналитику
 
 
 
 
О нас Услуги Обучение Отзывы Контакты
Online Заявка

Формирование рынка интеллектуальной собственности

На территории России интеллектуальная собственность охраняется законом. Статьей 1225 Гражданского кодекса РФ установлено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; исполнения; фонограммы; вещание организаций эфирного или кабельного вещания; изобретения; полезные модели; промышленные образцы;  селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования;  товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров;  коммерческие обозначения.

Таким образом, объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС) – товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.

Порядок защиты прав на ОИС, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ТС) предусмотрен главой 46 Таможенного кодекса ТС и главой 42 Федерального закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенные органы, в том числе России уполномочены принимать меры по защите прав на ОИС. Меры по защите прав на ОИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав. Действия от имени правообладателя может осуществлять его представитель.

Таможенные органы России принимают меры по защите прав:

  • на ОИС, включенные в Единый таможенный реестр государств-членов ТС,
  • ОИС, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве-члене ТС,
  • в отношении ОИС, не включенных в вышеуказанные таможенные реестры.

Т.е. меры принимаются таможенными органами как в отношении товаров, содержащих ОИС, включенные (не включенные) как в Реестр, так и в Единый реестр.

Срок защиты прав правообладателя на ОИС устанавливается при его включении в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах-членах ТС, и единый таможенный реестр ОИС государств-членов ТС с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более двух лет со дня включения в такие реестры.

Срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года, при условии соблюдения предусмотренных требований. Срок защиты прав правообладателя на ОИС не может превышать срока действия прав правообладателя на него.

Таможенные реестры ОИС

Условия включения ОИС в Единый таможенный реестр ОИС государств-членов ТС и порядок его ведения определяются международным договором государств-членов ТС (Соглашение между Правительствами РФ, РБ и РК от 21 мая 2010 г. «О едином таможенном реестре ОИС государств-членов ТС»).

В Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются ОИС, подлежащие правовой охране в каждом из государств-членов ТС. Резиденты РФ заявление подают в письменном виде в ФТС России.

Заявление от имени правообладателя, не имеющего постоянного представительства на таможенной территории ТС, может быть подано через лиц, имеющих постоянное местонахождение (зарегистрированных) на территории РФ.

Заявление должно содержать сведения:

  • о правообладателе, а в случае, если заявление подается их представителем, – также о представителе;
  • об ОИС;
  • о товарах, перемещение которых через таможенную границу ТС или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством РФ, достаточно подробные для обеспечения возможности их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.);
  • об уполномоченных правообладателем импортерах, экспортерах;
  • о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с единой ТН ВЭД ТС;
  • о предполагаемых местах ввоза товаров, перемещение которых через таможенную границу ТС или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством РФ, импортерах (экспортерах) таких товаров в случае, если имеется такая информация;
  • о сроке защиты прав правообладателя на ОИС.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на ОИС и др. сведения.

Рассмотрение заявления и принятие решений осуществляется в соответствии с регламентом взаимодействия таможенных органов государств-членов ТС по вопросам ведения Единого таможенного реестра ОИС (Решение КТС № 290 от 18 июня 2010 г. «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов ТС по вопросам ведения единого таможенного реестра ОИС»).

Правообладатель в целях гарантии исполнения обязательства обязан в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятии решения о включении ОИС в Единый реестр, представить договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, имеющий (имеющие) юридическую силу во всех государствах-членах ТС. При этом страховая сумма должна быть не менее 10 (десяти) тысяч евро. За включение ОИС в Единый реестр плата не взимается.

Срок защиты прав правообладателя на ОИС, устанавливаемый при включении в Единый реестр, не может превышать срока правовой охраны ОИС в том государстве-члене ТС, в котором этот срок истекает раньше.

Включение ОИС в Единый реестр и продление сроков включения осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, при условии получения положительных заключений ФТС России, сформированных после проверки полноты и достоверности представленных правообладателем сведений и документов.

Заявление подается в количестве экземпляров, соответствующем числу государств-членов ТС.

Центральный таможенный орган каждого из государств-членов ТС (на территории РФ – ФТС России) в течение 30 рабочих дней с момента получения копии заявления и документов направляет в орган, уполномоченный на ведение Единого реестра, заключение о возможности включения ОИС в Единый реестр и (или) продления сроков включения или мотивированный отказ.

Рассмотрение заявлений и копий документов для включения ОИС в Единый реестр и (или) продления сроков включения, осуществляется центральными таможенными органами государств-членов ТС в порядке, установленном национальным законодательством для ведения таможенного реестра ОИС данного государства-члена ТС (для РФ – см. ниже).

После рассмотрения заявлений и копий документов центральными таможенными органами государств-членов ТС выносятся заключения о возможности включения ОИС в Единый реестр и (или) продления сроков включения.

Срок, на который ОИС включаются в Единый реестр, устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия представленных документов, но не более двух лет со дня включения в Единый реестр. Центральные таможенные органы государств-членов ТС организуют принятие таможенными органами мер по защите прав на ОИС, включенные в Единый реестр, в соответствии Таможенным кодексом ТС и законодательством государств-членов ТС. 

На основании заявлений правообладателей ОИС включаются таможенными органами в таможенный Реестр ОИС, который ведется в таможенном органе государства-члена ТС в порядке и на условиях, установленных законодательством этого государства.

На территории РФ ведение таможенного Реестра ОИС осуществляет ФТС России. При ведении Реестра ФТС России руководствуется принципами защиты государством прав интеллектуальной собственности, прав и законных интересов российских производителей и потребителей, гласности, равнодоступности для всех обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и использования наименования места происхождения товара, недопустимости причинения вреда третьим лицам, недопущения необоснованного увеличения сроков и неоправданных задержек исполнения государственной функции.

Таким образом, в России правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в связи с ввозом товаров в Россию или их вывозом из нее либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в ФТС России, заявление о включении соответствующего ОИС в таможенный Реестр ОИС.

Заявитель подает заявление в письменном виде в произвольной форме. Заявление, поданное в РТУ или таможню, рассмотрению не подлежит, в ФТС России не пересылается, а возвращается заявителю в течение месяца со дня его поступления.

Заявителями являются российские и иностранные лица – обладатели исключительных прав на ОИС. Заявление от лица правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности представительства на территории РФ перед таможенными органами, может быть подано через российских юридических лиц, имеющих постоянное местонахождение в РФ, либо физических лиц, имеющих российское гражданство и проживающих в РФ, в том числе зарегистрированных на территории России в качестве ИП.

Заявление о включении ОИС в таможенный Реестр должно содержать сведения:

  1. о правообладателе, а если заявление подается его представителем, – о представителе;
  2. об ОИС;
  3. о товарах, ввоз которых в Россию (вывоз из России) или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;
  4. о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на ОИС (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о представлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав), а если заявление подается представителем, к заявлению прилагается доверенность, выданная правообладателем такому лицу. Правообладатель  может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав на ОИС.

Отдельные сведения, имеющие отношение к ОИС и носящие описательный характер либо представляющие собой перечень или свод каких-либо данных (описание, изображение ОИС, перечни лицензиатов и иных уполномоченных лиц, описание, изображение товаров (их упаковки), в том числе обладающих признаками контрафактных, и т.п.), могут быть дополнительно переданы в электронном виде на материальном носителе (дискета, компакт-диск, дисковый накопитель и т.д.) или посредством электронной почты. При этом передаваемые сведения должны содержать ссылку на дату и исходящий номер заявления либо на его регистрационный номер и дату регистрации в ФТС России.

Порядок подачи заявления, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида ОИС определяются ФТС России (Приказ ФТС России № 1488 от 13 августа 2009 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра ОИС»). http://www.alta.ru/show_orders.php?action=view&filename=09pr1488

К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.

ФТС России рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии мер и во включении ОИС в таможенный Реестр. Общий срок рассмотрения заявления не может быть более трех месяцев.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель обязан незамедлительно сообщить в ФТС России. В таможенный Реестр ОИС включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.

Плата за исполнение государственной функции по ведению реестра ФТС России не взимается. ОИС, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, включаются в Реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, способами, предусмотренными ГК РФ.

Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц (декларанта, собственника, получателя товаров или иным лицам). Сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 тыс. руб.

При непредставлении правообладателем документа, подтверждающего обеспечение обязательства, или договора страхования риска ответственности за причинение вреда в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, ФТС России принимает решение об отказе во включении ОИС в реестр.

В Реестр вносятся:

  • регистрационный номер по Реестру;
  • наименование (описание, изображение) ОИС;
  • сведения о правообладателе (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес);
  • наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны ОИС (в случае, предусмотренном законодательством РФ);
  • срок, на который ОИС внесен в Реестр;
  • перечень товаров, в отношении которых принимаются меры (наименование, класс по МКТУ и код ТН ВЭД ТС);
  • сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы правообладателя;
  • номера и даты уведомлений об ОИС, внесённом в Реестр, направленных в таможенные органы.

Установлены случаи, когда ОИС подлежит исключению из Реестра:

  1. по заявлению правообладателя;
  2. при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных обеспечением правообладателем исполнения вышеуказанного обязательства;
  3. при прекращении правовой охраны ОИС;
  4. если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный орган за защитой своих прав либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
  5. при выявлении недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении ОИС в Реестр.

 В Реестр могут быть внесены изменения на основании информации, поступившей:

  1. от правообладателя об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в Реестр либо в прилагаемых к нему документах;
  2. от правоохранительных или иных государственных органов, от физических или юридических лиц о том, что лица, указанные в Реестре в качестве правообладателя, лишены прав или ограничены в правах на ОИС.

Внесение изменений в Реестр осуществляется на основании решения ФТС России. Внесению изменений в Реестр может предшествовать проверка поступившей информации на основании решения ФТС России, о чем правообладатель и таможенные органы уведомляются не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения. В период проведения проверки принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС, таможенными органами не осуществляется. Течение срока, на который ОИС внесен в Реестр, может быть приостановлено на время, необходимое для проверки, но не более чем на два месяца.

 

Ольга Геннадьевна Анохина, генеральный директор учебного центра АНО «ЦДПО Альта-Форум», эксперт по таможенному законодательству

 
         
 
Яндекс.Метрика