Аналитика и новости:
16.05.2017

Новый ТК ЕАЭС вступит в действие 1 января 2018 г

26.04.2017

Скидка 50% для штрафов за таможенные правонарушения

10.02.2017

Принято решение о сотрудничестве Таможни Приднестровья и России 

01.02.2017

Рубрика "Аналитика" - путеводитель по таможенному законодательcтву, февраль

26.12.2016

Предполагается, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 июля 2017 года.

смотреть все новости и аналитику
 
 
 
 
О нас Услуги Обучение Отзывы Контакты
Online Заявка

Паспорт сделки: особенности оформления.

Документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством России был и остается: паспорт сделки, либо паспорт бартерной сделки. Положениями статьи 183 Таможенного кодекса ТС установлено, что в соответствии с валютным законодательством государств-членов ТС при таможенном декларировании необходимо представлять паспорт сделки (ПС). Таким образом, требования таможенных органов на территории России о предоставлении паспорта сделки при декларировании товаров производится по российскому законодательству.

В настоящее время Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) регулирует валютные правоотношения на территории России и при этом, никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено.

В соответствии со статьей 19 Закона № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза выполняется в соответствии с Законом № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Валютное законодательство России состоит не только из Закона № 173-ФЗ, но и принятых в целях его реализации актами валютного законодательства Российской Федерации.

Важный нормативный акт - Инструкция Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представле-ния резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». По указанной Инструкции № 117-И необходимо оформлять ПС в случаях совершения валютных операций между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - ИП) и нерезидентом, которое заключается в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ за:

  • вывозимые с территории России и ввозимые на нее товары;
  • выполняемые работы;
  • оказываемые услуги;
  • передаваемую информацию;
  • результаты интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Новое в валютном регулировании
В связи с вступлением в действие Указания ЦБ России № 2557-У от 29.12.2010 г. "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И", произошли изменения в части оформления ПС.

С 26 февраля 2011 года по российскому законодательству не требуется оформления ПС на валютные операции, указанные выше, которые осуществляются:

  • между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона № 173- ФЗ (так как они осуществляют все виды валютных операций без ограничений);
  • между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату его заключения;
  • между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте
    50 000 долларов США
    по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату его заключения.

До вступления в силу Указания ЦБ России № 2557-У для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять паспорт сделки в случае, если общая сумма договора не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату его заключения.

Так же, со дня вступления в силу Указания № 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу Указания № 2557-У не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Для закрытия указанного в настоящем пункте ПС резидент представляет в уполномоченный банк, в котором им оформлен ПС, письменное заявление, в котором указывает следующие сведения:

  • дату заявления;
  • полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес);
  • реквизиты (дату, номер) контракта;
  • реквизиты (дату, номер) ПС.

На основании письменного заявления резидента банк закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом письменного заявления, и указывает в разделе "Информация о закрытии паспорта сделки" закрываемого паспорта сделки в поле "Дата" дату его закрытия, а в поле "Основание" номер настоящего Указания.

Эти положения давно заслуживают утверждения на законодательном уровне.

С момента вступления в силу Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено наделение ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. ФТС России подготовила проект нормативного акта, по которому не требуется представления паспорта сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом должно сохраняться требование об указании номера паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии паспорта сделки в Региональной базе данных валютного контроля.

Новое в валютном контроле
С 16 февраля 2011 года вступил в действие Федеральный закон № 294-ФЗ от 15.11.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля».
Органами валютного контроля в России являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Агентами валютного контроля в России являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, а также таможенные и налоговые органы.

В соответствии с изменениями, которые внесены в Закон № 173-ФЗ, Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором, а также осуществлять координацию взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России.
Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов, имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

  1. документы, удостоверяющие личность физического лица;
  2. документ о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  3. документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;
  4. документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
  5. документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  6. документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
  7. паспорт сделки;
  8. таможенные декларации.

По Закону № 173-ФЗ установлен перечень документов, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, который агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов.

Этот перечень с 16 февраля 2011 года дополнен следующим:

  1. Требуется предоставление не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, т.е. договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним.
  2. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского контроля.

Закон № 173-ФЗ установил, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством России коммерческую, банковскую, и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
По новой редакции Закона № 173-ФЗ к тайнам, которые необходимо сохранять  причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23  Закона № 173-ФЗ дополнена абзацем следующего содержания:
«Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны».

В новой редакции также  установлено, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 - 16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны. Таким образом, если в цепочке передачи или предоставлении указанной информации будет находиться лицо, не являющееся агентом валютного контроля, то только в этом случае это будет считаться нарушением тайны.

Части 13 - 16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ – это тоже новые положения, в которых установлены дополнительные права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
По новым правилам:
1. По запросам таможенных и налоговых органов уполномоченные банки и Внешэкономбанк должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенных надлежащим образом. Указанные документы должны запрашиваться исключительно в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос таможенного или налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования. Кроме того должны быть указаны соответствующие нормативные правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента.
Срок исполнения запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

2. ФТС России в свою очередь должен передавать уполномоченным банкам и Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных декларациях на товары, перемещаемые через границу РФ, сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в распоряжении таможенных органов.
Таким образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают.
Срок исполнения запроса Федеральной таможенной службой не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

3. Федеральная налоговая служба, передает уполномоченным банкам и Внешэкономбанку по их запросам в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытия и ведения счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории России.
Таким образом, в случае открытия резидентом счета (вклада) в банке за пределами территории России агенты валютного контроля могут узнать или подтвердить эту информацию с помощью налогового органа по месту учета резидента.
Срок исполнения запроса не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. Это достаточно оперативно и не требует дополнительных затрат.

С вступлением в силу новых изменений Закона № 173-ФЗ российским участникам внешнеторговой деятельности становится понятно, каким образом органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях, и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.

Немного о паспорте бартерной сделки
С 1 ноября 1996 г. российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций обес¬печивать ввоз на таможенную территорию России эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг и ре¬зультатов интеллектуальной  собственности с подтверждением факта ввоза соответствующими документа¬ми.

К внешнеторговым бартерным сделкам относятся сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (Указ Президента РФ от 18.08.1996 г.
№ 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых сделок»).

В России базовым документом государственного контроля исполнения требований при совершении внешнеторговых бартерных сделок, является паспорт бартерной сделки (ПСб), который оформляется Минпромторгом России или его территориальным управлением по месту регистрации российского лица. По каждому бартерному контракту оформляется один ПСб независимо от даты заключения договора.

Внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (т.е. в том числе – «смешанная» сделка).

Необходимо помнить, что паспорт сделки (в том числе, ПСб) оформляется один – на каждую сделку. Таким образом, если при осуществлении сделки предусмотрено использование денежных или иных платежных средств, то в зависимости от размера денежного платежа по российскому законодательству может быть требование к оформлению ПС или ПСб:

  • если товар меняется на товар и часть в виде денежной разницы составляет размер до 50 000 долларов США в эквиваленте, - то необходимо оформлять ПСб;
  • если товар меняется на товар и часть в виде денежной разницы составляет размер свыше 50 000 долларов США в эквиваленте, - то необходимо оформлять ПС.

Поэтому, если сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, которая наряду с обменом товарами предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств, т.е. «смешанная», то необходимо оформлять либо ПС, либо ПСб.

 

Ольга Анохина, генеральный директор учебного центра АНО «ЦДПО Альта-Форум», эксперт по таможенному законодательству

 
         
 
Яндекс.Метрика