О разделении понятий «плательщик» и «лицо, которое несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов», а также о возврате излишне уплаченных пошлин и налогов «Плательщику».

Письмо ФТС России № 05-13/69583 от 12 ноября 2019 года

О направлении информации

В настоящее время порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов установлен главой 17 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) и применяется до дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложение № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (часть 5 статья 397 и часть 8 статьи 398 Федерального закона от 3 августа 2019 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 289-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Согласно статье 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Исходя из положений статьи 136 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары.

При этом статьей 112 ТК ЕАЭС установлено, что изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, либо корректировки в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенным Комиссией Евразийского экономического союза (далее — Комиссия Союза) в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных ТК ЕАЭС допускается по мотивированному обращению декларанта.

В соответствии с пунктом 4 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Союза от 10.12.2013 № 289, внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, могут совершаться таможенным представителем только от имени и по поручению декларанта при представлении документов, подтверждающих полномочия таможенного представителя на совершение соответствующих таможенных операций.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 55, ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств — членов Евразийского экономического союза, субсидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, положения ТК ЕАЭС разделяют понятия «плательщик» и «лицо, которое несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов».

Учитывая вышеизложенное, таможенный представитель не является лицом, которому может осуществляться возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.

Заместитель начальника Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования


В.Г.Харитонова